Печальный опыт продвижения в Украине биодизельного топлива Экономия энергоносителей нефтяного происхождения, ужесточение норм выбросов вредных веществ с отработанными газами двигателей внутреннего сгорания, а так же ограничение эмиссии диоксидауглерода заставляют большинство стран искать пути снижения опасности влияния тепловых двигателей на окружающую среду.

Семенов В.Г., к.т.н., директор ООО «НИИ альтернативных топлив»

Более 10 лет я активно занимаюсь вопросами производства и применения в Украине экологически чистого возобновляемого биодизельного топлива. В научном плане сделано многое: в соавторстве написан ДСТУ6081:2009 на чистое биодизельное топливо (введен в действие с 1 марта 2010 г.), написано порядка 50 научных статей, а также монография (в соавторстве). Имеется 7 патентов Украины, более 60 выступлений на Международных научно-технических конференциях, Биотопливных конгрессах, симпозиумах, семинарах в Украине, России, Болгарии, более 40 публикаций в СМИ, десятки выступлений на телевидении. К сожалению, итог почти нулевой. Мы живем в удивительной стране, на которую не удается спроецировать положительный опыт продвижения альтернативных видов топлива в странах Евросоюза, Америки, Бразилии, Аргентины. Из научной плоскости проблема производства биотоплив переведена в политическую. На представленной схеме в обобщенном виде (независимо от рассматриваемого государства) представлены логические связи стимулов, факторов и средств продвижения биодизельного топлива, биоэтанола и биогаза. Украина, к сожалению, является энергозависимой страной (3,7 млн. т нефти + газовый конденсат, 20 млрд. м3 природного газа). Правда, имеем большие запасы угля (78 млн. т/год), атомную энергетику, но это отдельный разговор.

схема

Я не устаю повторять: инфраструктура Украины готова к производству как минимум по 0,5 млн. т биодизеля и биоэтанола. Тем более что с 1 января 2011 г. ТЭК Украины должен был перейти на новые стандарты по бензину и дизельному топливу (ДСТУ4840:2007), подразумевающие 5% добавку биодизельного топлива. Увы, введение стандартов отложено до 1 июля 2011 г. В 2008/09 маркетинговом году в Украине было произведено более 3 млн. т. семян рапса, из которых более 90% были вывезены из Украины (нулевая ставка акциза). Надо помнить: вывоз семян рапса вместо готового биодизельного топлива сокращает при- быль на 200%.

Давайте начнем с аграриев (АПК потребляет в год 1,5 млн. т. дизельного топлива). Конструкции дизельных двигателей большинства сельхозмашин позволяют применять биодизельное топливо В20 (20% биодизеля плюс 80% дизельного топлива, по объему). Таким образом, с учетом 4 млн. т топлива В5 ( ДСТУ4840:2007) и 1,5 млн. т В20 в Украине требуется произвести всего 500 тыс. т чистого биодизеля В100 (для этого потребуется 1,5 млн. т семян рапса, которые можно получить с 1 млн. га пашни). Фирма «УКРБУДМАШ» (Полтава) производит биодизельные заводы по модульной схеме (модули производительностью от 7 до 110 тыс. т/год). Это не говоря о возможностях получения биодизельного топлива из «мультиотходов» мясокомбинатов, птицефабрик, отходов рафинации растительных масел, отработанного фритюрного жира. А производство сои? Аргентина в 2010 г. произвела 1,2 млн. т соевого биодизеля, США – более 1 млн. т, Китай произвел 2 млн. 340 тыс. т биотоплива, 80% сельхоз- производителей Канады высказались за выращивание рапса и сои на биодизельное топливо. Европейская комиссия (2010 г.) создает систему сертификации биотоплив, по которой в этом году она может оказать нам, как ни странно, помощь в производстве биодизеля, введя обяза- тельное требование сертификата на вывозимый из Украины рапс.

Отрадно, что на фоне такого печального опыта 23–26 марта 2011 г. произошло значительное событие. В Винницком национальном аграрном университете состоялась II Международная научно-техническая конференция «ЗЕМЛЯ УКРАИНЫ – ПОТЕНЦИАЛ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА». На пленарном заседании ректором ВНАУ, председателем комитета ВР по АПК, членом-корреспондентом НААН Украины проф. Калетником Г.Н. был сделан доклад «Новые технологии биоконверсии и перспективы использования топливного этанола в Украине». В унисон прозвучал доклад директора Гайсинского спиртового завода Рыбакова Р.А. на тему «Производство биоэтанола: мировой и украинский опыт». Мною также на пленарном заседании был сделан доклад «Научные основы химмотологии биодизельного топлива». В этих и других докладах, посвященных биоэтанолу, шел разговор о практической реализации в сети автозаправок экологически чистого биобензина марки Е95–40 (95–октановое число, 40–процент биоэтанола). На конференции работали шесть секций по экономическим, экологическим, технологическим, законодательным, производственным аспектам развития биотопливной отрасли. Всего было сделано 198 научных докладов. Студентам-магистрам был дан мастер-класс на тему «Производство и применение экологически чистого биодизельного топлива из жиров растительного и животного происхождения». Ход конференции освещался местным телевидением. И в заключение еще об одном эпохальном событии в биотопливном законодательстве Украины. 29.12.2010 г. в Верховную Раду подан законопроект №7524 Закона Украины «Про розвиток виробництва та споживання біологічних палив», содержащий VI разделов, 15 статей. 10 января 2011 г. законопроект передан Комитету ВР на рассмотрение, а 1 марта 2011 г. законопроект был озвучен на сессии ВР. Есть все основания полагать, что принятие закона будет способствовать решению проблем производства и применения в многострадальной Украине биологических топлив.

{youtube}K--Pk-eeCnA{/youtube}

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии  

0 #1 alcohol34lip 13.04.2013 12:58
С одной стороны использование биодизеля очень полезно для окружаещей среды, но с другой, куртуры с которых получают этот биодизель очень утомляют почву. Думаю что лучше всего использовать бактерии и водорости
Цитировать

2006-2016 Дорош Игорь
admin@renewable.com.ua
Использование любых материалов, 
размещенных на сайте, разрешается
при указании прямой ссылки.